Управление бизнес-процессами: методы и инструменты

С позиций системного подхода вуз может быть классифицирован как сложная открытая социально-экономическая система, в рамках которой реализуется законченное множество динамических процессов. Таким образом, функционирование вуза важно рассматривать как с точки зрения системности, так и с точки зрения протекания бизнес-процессов и их качества. Важным требованием системного подхода является формирование структуры управления вузом с минимальной сложностью на основе бизнес-процессов функций при условии сочетания двух основных принципов структурирования — вертикального иерархического и горизонтального паритетного [2]. Сегодня российским университетам приходится действовать во все более неопределенных и меняющихся внешних условиях, и каждый вуз должен быть готов оперативно на них реагировать. Чтобы обеспечить успешную деятельность в будущем, вузу необходимо уже сейчас строить правильную и адекватную стратегию своего развития. Именно стратегия является базой социально-экономического роста университета и дает обоснованные направления его развития.

управление качеством деловых процессов в современном вузе

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Проблемы автоматизации бизнес-процессов вуза, посредством разработки интегрированной информационной системы управления. . Предлагается комплекс рекомендаций по разработки ИИС. Ключевые слова Управление вузом, интегрированная информационная система вуза, эффективность управления вузом.

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА . Специфика современного университета и каждого его подразделения В вопросах управления инфраструктурой вуза ещё не.

Одни относят к процессам вообще любую деятельность организации, другие рассматривают только повторяющуюся, шаблонную. Для одних бизнес-процессы — это регламенты и рутина, для других — метод сокращения издержек, для третьих — ноу-хау бизнеса, способ завоевать и удержать клиента. Причина такого положения в том, что процессные дисциплины развиваются в течение десятилетий — как минимум с х годов.

За это время несколько раз радикально менялись взгляды не только на методы, но и на сам предмет исследования. Говоря на бизнес-сленге, несколько раз происходила смена парадигмы. Причем прежние парадигмы никуда не делись — подходы и методы х или даже х годов века по-прежнему продаются в виде книг, учебных курсов в вузах и консалтинговых услуг. Не то чтобы эти методы были ошибочными — скорее, в них рассказывается не вся правда: Так же и реинжиниринг для своего времени был прогрессивной методологией, но, наряду с большими успехами, опыт реинжиниринга принес и большие разочарования.

Сегодня вряд ли стоит принимать за чистую монету то, что написано в книгах по реинжинирингу начала х. Из панацеи реинжиниринг превратился всего лишь в один из методов в арсенале современного управления бизнес-процессами, со своими ограничениями.

Корректнее было бы сказать - появляются технические инструменты, расширяющие границы применимости методов, открытых десятилетия назад, но имевших узкое применение из-за сложности их информационно-технологического сопровождения. Управление процессами впервые было упомянуто Анри Файолем в книге"Общее и промышленное управление", изданной в году. В ней были систематизированы решения, позволившие превратить горно-металлургическую компанию в лидера отрасли, находившуюся, на момент его прихода в компанию, на грани банкротства.

Были в тот период и исследователи, узко специализировавшиеся на операционном менеджменте, статистическом подходе и других аспектах управления.

Бизнес процесс «управление учебным заведением» состоит из трех составляющих: При этом графическое описание совокупности процессов вуза позволяет который эффективно используются в современном бизнесе.

Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения: Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы: Подготовка будущих учителей к обеспечению информационной безопасности: Переход к информационному обществу в полной мере возможен путем создания информационной и технической инфраструктуры ИТ-инфраструктуры , которая удовлетворяет потребность общества в образовательных услугах, а также через формирование механизмов и достаточных условий по внедрению уже существующих информационных технологий ИТ в образовательные и научные организации [1, 14].

Основные тенденции в управлении бизнес-процессами

И именно эти процессы являются самой ценной интеллектуальной собственностью, которая создает конкурентное преимущество образовательному учреждению. В настоящее время сложно найти учебное заведение, в котором в той или иной мере не присутствовали бы финансовые взаимоотношения с учащимися. Кроме основной платы за обучение это может быть оплата за повторные сдачи экзаменов, дополнительные учебные программы, пользование библиотекой и т.

Помимо привычных задач организации и управления учебным процессом, ВУЗу приходится решать вопросы расчетов. Они тесно переплетены с учебным процессом и контролем за успеваемостью, поэтому требуется четкое взаимодействия всех участников процесса. В работе с такими неорганизованными агентами, как студенты и абитуриенты, необходимо плотно контролировать сроки, делать напоминания, запрашивать информацию и т.

бизнес-процессах предприятия и разработаны модели «to be» на основе готового решения 1 Бизнес-процесс в современной теории управления. управление: учебник для вузов / К. Н. Репин. - Москва: Оникс, - с .

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке"Файлы работы" в формате Под моделированием бизнес-процессов понимается эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности компании. Возможность предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности компании.

Государственному ВУЗу формируется план приема по специальностям, определяется в лицензии максимальная численность студентов и устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые лежат в основе образовательных программ, подлежащих обязательной государственной сертификации. Утверждение ректора, инспекции, отчетность, согласование многих вопросов — дополнительные этапы, ограничивающие свободу КрасГАУ.

Рисунок 1 — Модель основного бизнес-процесса КрасГАУ Главная задача КрасГАУ — эффективно осуществлять подготовку дипломированных специалистов высшей квалификации в жестком соответствии с лицензией и государственными образовательными стандартами, выполняя в то же время все плановые объемы научных исследований.

Достижение основополагающих результатов деятельности, установленных КрасГАУ государством, осуществляются на основе постоянного выполнения следующих видов деятельности: Образовательная деятельность в КрасГАУ включает все бизнес-процессы, непосредственно направленные на предоставление желающим и подготовленным гражданам необходимых условий для получения высшей профессиональной квалификации по утвержденным специальностям. Это основная и доминирующая деятельность в каждом ВУЗе.

Рисунок 2 — Деятельность КрасГАУ Важным требованием является формирование необходимых навыков, в том числе самостоятельной работы.

ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Любая корпоративная информационная система имеет в качестве фундамента справочные данные, содержащие информацию по структуре и обеспечивающие функционирование остальных подсистем. Контекстная диаграмма, глобально описывающая процесс формирования структуры данных по учебной деятельности, представлена на рисунке 1. Контекстная диаграмма процесса формирования структуры данных по учебной деятельности Для обеспечения основных бизнес-процессов вуза, которые, прежде всего, связаны с учебным процессом, выделим функциональные подсистемы модули , которые используют информацию по структуре в качестве единых справочных данных:

Оптимизация бизнес-процессов современного вуза Текст научной статьи по Аннотация научной статьи по организации и управлению, автор научной.

Партнёры Ключевые задачи современного вуза Каким быть университету будущего: У каждого своя модель развития. Своими размышлениями на эту тему делится и. Революционные процессы коснулись всех вузов без исключения. Каким быть университету будущего: Своими размышлениями на эту тему делится исполняющий обязанности ректора Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета, доктор физико-математических наук, профессор Александр АФАНАСЬЕВ.

Родился в году в Иркутске. Окончил физический факультет Иркутского государственного университета. Трудовую деятельность начал стажером-исследователем в Научно-исследовательском институте физики Ленинградского госуниверситета, там же поступил в аспирантуру. После защиты кандидатской диссертации работал в альма-матер:

Специалист по бизнес-процессам

Одна из основных проблем управления высшим учебным заведением в России в настоящее время заключается в том, что из научно-образовательной структуры оно должно превратиться в коммерческо-финансово-научно-образовательную систему. Это влечет за собой глобальные изменения не только в системе управления, но и в самой организационной структуре вуза.

Перестройка организационной структуры вуза повлечет за собой выделение финансовой подсистемы, отвечающей за внедрение и реализацию стратегического планирования. Совершенствование процессов развития многоканального финансирования, развитие материально-технической базы для повышения уровня и качества учебного процесса приведет к установлению соответствия с мировыми стандартами.

В современных условиях отношения вуза с окружающей средой подготовкой по специальности как организация и управление бизнес- процессом В вузе разновидностями основных бизнес-процессов являются .

Следовательно, для сохранения устойчивых рыночных позиций и конкурентных преимуществ в сложных и неопределенных условиях вузам необходимо уделять пристальное внимание разработке эффективной стратегии управления развитием учреждения, учитывающей не только тенденции отраслевого окружения, ключевые движущие силы отрасли, но и потребности потребителей, а также преимущества других игроков рынка.

Сложные условия предопределяют изменение подходов к оценке и прогнозированию динамики внешнего окружения и внутренней среды вуза, которая предшествует разработке стратегии развития. Таким образом, для того чтобы в долгосрочном периоде оставаться конкурентоспособным, вузу необходимо разработать и применять такую модель стратегического управления и инновационного развития, которая позволит реализовать задуманную стратегию, проводить систематический мониторинг макро- и микроокружения и адаптироваться под изменения факторов внешней среды[4].

На рисунке 1 представлено воздействие факторов внешнего окружения на стратегию развития вуза. Влияние факторов внешнего окружения на стратегию вуза Необходимо отметить, что традиционные методы прогнозирования динамики внешнего окружения и составления вероятностной оценки тех или иных процессов в будущем показывают хорошие результаты в условиях статичной среды. Следовательно, возникает вопрос о применении новых подходов и инструментов формирования перспективных моделей развития образовательных учреждений, посредством которых возможно осуществлять не только адаптивные изменения в стратегии и тактики вуза, но также наращивать ключевые компетенции организации.

Высшее учебное заведение является сложной нелинейной системой, внутри которой сосредоточены различные взаимосвязанные и взаимозависимые процессы [1]. Поэтому в качестве платформы для построения модели инновационного развития вуза автором предлагается использовать процессный подход — управление на основе бизнес-процессов рисунок 2. Модель инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами Основные преимущества данной модели заключены вее функциональных особенностях и возможностях: Использование модели инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами в рамках конкретного учебного заведения возможно на основе следующих принципов: Высококвалифицированный персонал является одним из ключевых ресурсов для реализации модели инновационного развития вуза.

Управление трансформацией бизнес-процессов современного университета в России

Анонс программы Семинар-практикум раскрывает содержание процессных технологий управления и их практическое применение для совершенствования деятельности организации. Элементы системы процессного управления. Системный подход к управлению бизнес-процессами. От стратегии к бизнес-процессам и организационной структуре. В чем различие между процессом и функцией? Роль владельцев процессов и функциональных менеджеров в управлении бизнес-процессами.

объединение всех информационных процессов вуза; использование современных технологий управления бизнес-процессами.

Исходя из этого, совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений с целью повышения качества и эффективности деятельности вуза предполагает переход к такой модели вуза, в рамках которой возможно было бы, с одной стороны, обеспечение гибкости как ключевой характеристики его деятельности, а с другой стороны, полноценное адекватное интересам включение каждого субъекта во все элементы внутривузовских организационно-экономических отношений.

Такая модель должна базироваться на совокупности следующих основных принципов: Первые три принципа достаточно подробно рассматриваются в научных работах; нашли они отражение и в нормативных документах. Поэтому кратко поясним последние два принципа и рассмотрим, в чем выразится изменение внутривузовских организационно-экономических отношений в условиях модели вуза, базирующейся на перечисленных выше принципах, и как это отразится на конечных результатах его деятельности.

Организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом означает переход от функциональной ориентации управления вузом к процессной ориентации. Причинами такого перехода являются, с одной стороны, неэффективность функционально ориентированной организации в условиях современного рынка, а с другой стороны, изменившиеся возможности способов и методов поддержки принятия решений, т.

Ваш -адрес н.

Найти в словарях В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. В связи с этим сегодня идет становление новой модели вузов, что является для них как минимум условием повышения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности, а в конечном итоге - залогом сохранения статуса компетентного социального института.

В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. В основе этой модели лежит концепция предпринимательского вуза, отличительная особенность которого - в его гибкости, активной, инновационной политике, сориентированной на упреждающие действия на рынке [3]. Становление новой модели вуза, очевидно, предполагает целенаправленное преобразование всей системы экономических отношений вуза с тем, чтобы они могли обеспечивать гибкость его деятельности.

В Концепции модернизации российского образования формирование эффективных экономических отношений в образовании выделено в числе приоритетов образовательной политики РФ [9].

К интерпретации процесса управления бизнес-процессами с точки зрения экономического управления бизнес-процессами вуза, как показывает и предназначению современного высшего образовательного учреждения.

Академия ОС Руководители многих организаций демонстрируют сегодня высокий уровень компетенции в процессных вопросах, но, как правило, этот уровень ограничен лишь теорией. В этой связи могут быть полезны несколько практических советов на примере создания и совершенствования системы управления вузами. Многообещающие статьи про , выходящие сегодня в изобилии, создают ощущение простоты и доступности управления бизнес-процессами, однако в реальности руководителям предприятий достаточно редко предоставляется возможность оценить здесь собственные силы.

Это приводит к тому, что -инициативы проваливаются, не достигнув цели. Значит ли это, что обычным организациям не по зубам? Как начать управлять процессами в вузе Сегодня большинство образовательных учреждений страны переживают кризис управления — существующая система управления не отвечает новым условиям хозяйствования.

Действительно, традиции управления вузами уходят корнями в советский период, для которого характерно отсутствие рынка и конкуренции образовательных услуг, стабильного финансирования со стороны государства и превышения спроса над предложением. Сегодня ситуация изменилась — появилось много вузов, действующих на коммерческой основе, коммерческая составляющая появилась и в деятельности большинства государственных вузов.

Интеграция в мировое образовательное пространство также накладывает свои требования к системе управления вузами, которая до сих пор существенно и не менялась, однако коммерческая деятельность плохо накладывается на традиционную структуру. В результате возникают неявные или плохо регламентированные обязанности, которые зачастую возлагаются на людей, не имеющих соответствующей квалификации. Преподаватели и научные работники вынуждены порой решать административно-хозяйственные вопросы в ущерб образовательной и исследовательской деятельности.

Решения для высших учебных заведений (ВУЗов)

Предлагаемые изменения должны способствовать получению эффективного результата с точки зрения интересов всего университета: В работе автором предложены рекомендации по изменению организационной структуры кафедры. В качестве инновационной организационной структуры предлагается использовать матричную структуру и проектное управление. Рассмотрены основные принципы реализуемой в вузе системы оплаты труда, позволяющей оценивать вклад структурного подразделения и каждого сотрудника кафедры в достижение общих целей вуза.

Внедрение на кафедре инновационных методов управления: СМК, ССП и АИС предназначены для совершенствования системы управления деятельностью кафедры и качества подготовки специалистов за счет формирования стратегии ее развития, повышения ответственности и заинтересованности в результатах деятельности, постоянного совершенствования бизнес-процессов.

Управление вузом. Современный ВУЗ – это огромное предприятие, насчитывающее Для автоматизации учебных процессов совсем не много бизнес-процессы;; снизить вероятность ошибок пользователей.

Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности, в т. Образование как стратегический ресурс. Образование как социальный лифт. Факторы, влияющие на качество образования. Задачи образования на современном этапе. Это требует нового подхода к управлению субъектами хозяйствования, ориентированного, в большей мере, на потребителя. Современную экономику по праву называют клиентоориентированной. В этих условиях многие предприятия предпринимают решительные меры по совершенствованию своих систем управления.

Основанные на функциональном подходе системы управления не способны в достаточной мере отвечать требованиям рынка. Скорость, с которой происходят изменения в структуре производства, в развитии информационных потоков и технологий, в уровне потребительских требований заставляет предприятия обращать пристальное внимание на прогрессивные методы управления, основанные на процессном подходе. Информационные потоки, которые существенно расширились благодаря развитию Интернет-технологий, не вписываются в рамки функциональных границ, и создают кроссфункциональное взаимодействие, которое, при отсутствии соответствующих систем управления, является неуправляемым и неорганизованным.

Оптимизация бизнес-процессов Андрей Коптелов

Узнай, как мусор в голове мешает тебе эффективнее зарабатывать, и что ты можешь сделать, чтобы очиститься от него навсегда. Нажми здесь чтобы прочитать!